четверг, 20 декабря 2012 г.

Абдурешид Медиев (1880-1912)



Абдурешид Медиев (1880-1912). Родился в бедной семье в городе Ор (Перекоп). В 10 лет умирает отец, два брата остались сиротами (сёстры были замужем). Но в этот период учитель из Армянска, друг семьи Медиевых Али Боданинский (тесть Эшрефа Шемьи-заде) сделал многое для будущего маленького Абдурешида – на собственные средства отправил его учиться в учительскую семинарию в Акмесджит. Это семилетнее учебное заведение, готовящее учителей русского языка для татарских детей и известное под названием «Татарская школа» он окончил со свидетельством об отличии в 1902 г. Вскоре Медиев начинает работать учителем в Карасубазаре. Как отметил в своих воспоминаниях о Медиеве проживший 91 год один из старых карасубазарских учителей Сеит-Ибраим ага Ильясов (родной брат Абдуреима Алтанълы), из города Ор (Перекоп) приезжает его близкий друг, единомышленник, помощник Абдулхамид оджа. В то же время, здесь Медиев подружился с представителями интеллигенции того времени Менсетиом Джемилевом (из Эски Кырыма) и Мустафа Куртиевым (из Кефе), приезжавшими из Петербурга и находившимися там в связях с революционными слоями общества. Из интеллигенции, проживавшей в Карасубазаре, его единомышленниками и друзьями становятся Сеит-Мемет и Аблямит Шейх-заде, Абдульфетта Абдураман и Бекир Калафат, Абибулла Зиядин и Базиргян Мамут, Ибраим Смульский и Осман Сейфуллаев, Абибулла бей и Сеит-Амет Челеби, Сеит-Умер Таракчы, Сарачы и другие. (из рукописи Сеит-Ибраима Ильясова).

Благодаря активным действиям и помощи этих прогрессивных сил во время очередных выборов Абдурешид Медиев впервые избирается городским головой Карасубазара из числа крымских татар. В то же время он избирается депутатом II Государстенной Думы от Таврической Губернии.
Среди прогрессивных и значительных дел Абдурешида Медиева в качестве представителя крымской интеллигенции и общественного деятеля – открытие совместно с Асаном Сабри Айвазовым выходившей 4 раза в неделю газеты «Ветан хадими» («Служитель Родины»). К сожалению, просуществовав с 1-ого мая 1906 г.  (первый номер) около двух с половиной года, закрывается царским правительством осенью 1908 г. Как отмечал Асан Сабри Айвазов: «“Ветан хадими”, будучи печатным органом крымской молодежи, закрывается царским правительством из-за использования “ожесточённого” языка, направленного против государства. Хотя газета “Ветан хадими” просуществовалала недолго, но, освещая проблемы народа, поспособствовала его единению по многим вопросам».
Амет Озенбашлы, говоря о делах и значении газеты «Ветан хадими» в своей статье «Кечен девримизе тенкъитли бир бакъыш теджрибеси») «Опыт критического взгляда на прошлое», останавливается подробно: «Р. Медиев, А. С. Айвазов, Менсеит Джемилев и другие седлают нового «коня». Это – «Ветан хадими» - живое утешение, освежающее печальное сердце простого народа! Борьба за землю  в жизни крестьян, желание крымских татар иметь право открыть среднюю школу на родном языке, содействие на поступление в гимназию, право женщин получать образование и др…Сколь же в этом огромного натиска, силы, глубины и свежести. К сожалению, этот свежий росток безвременно срезается. Но пройдет время, стебельки, которые он пускает в разные стороны, словно семиглавый змей, не умрут. Дела, на которые он указывает, совершаются, его пути следуют другие.  Конечно же, открываются школы-рушдие, они живут с высоким духом и надеждой. Открываются пути к гимназиям и университетам. Товарищ Медиева, главный авто публикаций в «Ветан хадими» Айвазов непрестанно пишет в газеты Кавказа, Стамбула, Египта. Изливает печаль на чужбине. Молодые представители интеллигенции, зараженный революционным духом «Ветан хадими», Усенин Балич, Ягья Байбуртлы, Сулейман Бадраклы, Эмирали Каишев, Джелял Меинов, Ибраим Меинов, Абдураман Усний и другие издают в Бахчисарае серию книг под названием «Учкъун» («Искра»)…Студенты, собиравшиеся в Стамбуле, создают молодежную организацию. Обществом «Яш татар языджылары» («Молодые татарские писатели») издается ряд книг: «Алтын ярыкъ» («Золтой свет»), «Яш татар язарлары» («Молодые писатели»), «Чар салтанаты къамчысы» («Кнут царского режима») и др., которые приветствуют волнение мусульман Крыма, России, пробуждают крымского крестьянина с помощью тайных обращений. В итоге, газета «Ветан хадими» охватывает всё вокруг пламенем, снова оживляет свои стебельки и идеи. Умирает, если на смерть обречена, рождается – будоражит молодежь».Абдурешид Медиев, войдя в крымскотатарскую литературу, культуру и историю общственной жизни с одной стороны своей яркой публицистической деятельностью и созданием газеты «Ветан хадими», с другой стороны - большими делами по защите прав и интересов карасубазарцев, простого народа, в частности, знаменитой речью, произнесенной 9 апреля 1907 г. в защиту крестьян на 9 съезде II Государственной Думы как в качестве представителя всех крымских татар.
В этой речи он обратился ко многим высокомерным дворянам и помещикам, заседавшим в Думе, говоря прямо в лицо крупным землевладельцам и правым чиновникам: «Польза от земли должна идти лишь на благо людей, работающих на ней!» - такой лозунг он выдвинул в центр. Медиев выразил свое мировоззрение в этой речи таким образом: «Россия живет, опираясь на единство крестьян и рабочих. Главный элемент, благодаря которому держится Россия, - это крестьяне и рабочие. Крестьяне и рабочие – это сила, которая на место старого изветшалого здания прежней России построит новое, украшенное здание свободной России…тот, кто орошает землю своим потом, он и должен быть владельцем земли.
Эти слова, прозвучав на съезде Думы как гром, нарушили тишину многих людей, пробудили их. Поэтому В. И. Ленин высоко оценил эту речь, назвав ее «революционной». Ленин, в своем произведении «Земельная программа социал-демократов в русской революции 1904-1907 гг.» пишет: «Представитель крымских татар депутат Медиев (Таврическая губерния) в своей пламенной революционной речи говорит о «Земле и свободе». В продолжении дискуссии, «только работающий на своей земле человек должен получать от нее пользу».
«Еще одна большая заслуга Абдурешида Медиева – привлечение интеллигенции к  театральному искусству, - вспоминает карасубазарец Сеит-Ибраим Ильясов. – Благодаря участию интеллигенции и школьников он ставил пьесы на сцене театра. Первый спектакль из-за своего юмористического содержания был удостоен больших оваций. После этого ставились исторические пьесы, в том числе пьеса Ахмеда Джевдета «Шейх Синан».
Нужно отметить, что  в Карасубазаре первым учителем известного в мире ученого тюрколога, поэта Бекира Чобан-заде и человеком, поспособствовавшим отправлению его на учёбу в Стамбул на средства созданного им самим благотворительного общества «Джемиет-и хайрие» был Абдурешид Медиев.
Абдурешид Медиев своей широкой публицистической деятельностью сыграл значительную роль в развитии крымскотатарской литературы того периода и в появлении молодых талантов. Общественно-политические статьи, издававшиеся им начиная с 1900 г.  в русских прогрессивных газетах Петербурга. Москвы, Баку и Акъяра, публикации в газете «Ветан хадими», несомненно, занимают видное место в истории национальной публицистики крымских татар. К сожалению, этот яркий представитель крымскотатарской интеллигенции умер в 1912 г. от болезни (туберкулёза), не дожив до 32-летнего возраста.
[Риза Фазыл, Сафтер Нагаев «Къырымтатар эдебиятынынъ тарихы», с. 193 – 196]

Комментариев нет:

Отправить комментарий