Абдурешид
Медиев (1880-1912). Родился в бедной семье в городе Ор (Перекоп). В 10 лет
умирает отец, два брата остались сиротами (сёстры были замужем). Но в этот
период учитель из Армянска, друг семьи Медиевых Али Боданинский (тесть Эшрефа
Шемьи-заде) сделал многое для будущего маленького Абдурешида – на собственные
средства отправил его учиться в учительскую семинарию в Акмесджит. Это
семилетнее учебное заведение, готовящее учителей русского языка для татарских
детей и известное под названием «Татарская школа» он окончил со свидетельством
об отличии в 1902 г. Вскоре Медиев начинает работать учителем в Карасубазаре.
Как отметил в своих воспоминаниях о Медиеве проживший 91 год один из старых
карасубазарских учителей Сеит-Ибраим ага Ильясов (родной брат Абдуреима
Алтанълы), из города Ор (Перекоп) приезжает его близкий друг, единомышленник,
помощник Абдулхамид оджа. В то же время, здесь Медиев подружился с
представителями интеллигенции того времени Менсетиом Джемилевом (из Эски
Кырыма) и Мустафа Куртиевым (из Кефе), приезжавшими из Петербурга и
находившимися там в связях с революционными слоями общества. Из интеллигенции,
проживавшей в Карасубазаре, его единомышленниками и друзьями становятся
Сеит-Мемет и Аблямит Шейх-заде, Абдульфетта Абдураман и Бекир Калафат, Абибулла
Зиядин и Базиргян Мамут, Ибраим Смульский и Осман Сейфуллаев, Абибулла бей и
Сеит-Амет Челеби, Сеит-Умер Таракчы, Сарачы и другие. (из рукописи Сеит-Ибраима
Ильясова).
Благодаря
активным действиям и помощи этих прогрессивных сил во время очередных выборов
Абдурешид Медиев впервые избирается городским головой Карасубазара из числа
крымских татар. В то же время он избирается депутатом II Государстенной Думы от Таврической
Губернии.
Среди
прогрессивных и значительных дел Абдурешида Медиева в качестве представителя
крымской интеллигенции и общественного деятеля – открытие совместно с Асаном
Сабри Айвазовым выходившей 4 раза в неделю газеты «Ветан хадими» («Служитель
Родины»). К сожалению, просуществовав с 1-ого мая 1906 г. (первый номер) около двух с половиной года,
закрывается царским правительством осенью 1908 г. Как отмечал Асан Сабри
Айвазов: «“Ветан хадими”, будучи печатным органом крымской молодежи,
закрывается царским правительством из-за использования “ожесточённого” языка,
направленного против государства. Хотя газета “Ветан хадими” просуществовалала
недолго, но, освещая проблемы народа, поспособствовала его единению по многим
вопросам».
Амет
Озенбашлы, говоря о делах и значении газеты «Ветан хадими» в своей статье
«Кечен девримизе тенкъитли бир бакъыш теджрибеси») «Опыт критического взгляда
на прошлое», останавливается подробно: «Р. Медиев, А. С. Айвазов, Менсеит
Джемилев и другие седлают нового «коня». Это – «Ветан хадими» - живое утешение,
освежающее печальное сердце простого народа! Борьба за землю в жизни крестьян, желание крымских татар иметь
право открыть среднюю школу на родном языке, содействие на поступление в
гимназию, право женщин получать образование и др…Сколь же в этом огромного
натиска, силы, глубины и свежести. К сожалению, этот свежий росток безвременно
срезается. Но пройдет время, стебельки, которые он пускает в разные стороны,
словно семиглавый змей, не умрут. Дела, на которые он указывает, совершаются,
его пути следуют другие. Конечно же,
открываются школы-рушдие, они живут с высоким духом и надеждой. Открываются
пути к гимназиям и университетам. Товарищ Медиева, главный авто публикаций в
«Ветан хадими» Айвазов непрестанно пишет в газеты Кавказа, Стамбула, Египта.
Изливает печаль на чужбине. Молодые представители интеллигенции, зараженный
революционным духом «Ветан хадими», Усенин Балич, Ягья Байбуртлы, Сулейман
Бадраклы, Эмирали Каишев, Джелял Меинов, Ибраим Меинов, Абдураман Усний и
другие издают в Бахчисарае серию книг под названием «Учкъун»
(«Искра»)…Студенты, собиравшиеся в Стамбуле, создают молодежную организацию.
Обществом «Яш татар языджылары» («Молодые татарские писатели») издается ряд
книг: «Алтын ярыкъ» («Золтой свет»), «Яш татар язарлары» («Молодые писатели»),
«Чар салтанаты къамчысы» («Кнут царского режима») и др., которые приветствуют
волнение мусульман Крыма, России, пробуждают крымского крестьянина с помощью
тайных обращений. В итоге, газета «Ветан хадими» охватывает всё вокруг
пламенем, снова оживляет свои стебельки и идеи. Умирает, если на смерть
обречена, рождается – будоражит молодежь».Абдурешид Медиев, войдя в
крымскотатарскую литературу, культуру и историю общственной жизни с одной
стороны своей яркой публицистической деятельностью и созданием газеты «Ветан
хадими», с другой стороны - большими делами по защите прав и интересов
карасубазарцев, простого народа, в частности, знаменитой речью, произнесенной 9
апреля 1907 г. в защиту крестьян на 9 съезде II Государственной Думы как в качестве
представителя всех крымских татар.
В
этой речи он обратился ко многим высокомерным дворянам и помещикам, заседавшим
в Думе, говоря прямо в лицо крупным землевладельцам и правым чиновникам:
«Польза от земли должна идти лишь на благо людей, работающих на ней!» - такой
лозунг он выдвинул в центр. Медиев выразил свое мировоззрение в этой речи таким
образом: «Россия живет, опираясь на единство крестьян и рабочих. Главный
элемент, благодаря которому держится Россия, - это крестьяне и рабочие.
Крестьяне и рабочие – это сила, которая на место старого изветшалого здания
прежней России построит новое, украшенное здание свободной России…тот, кто
орошает землю своим потом, он и должен быть владельцем земли.
Эти
слова, прозвучав на съезде Думы как гром, нарушили тишину многих людей,
пробудили их. Поэтому В. И. Ленин высоко оценил эту речь, назвав ее
«революционной». Ленин, в своем произведении «Земельная программа
социал-демократов в русской революции 1904-1907 гг.» пишет: «Представитель
крымских татар депутат Медиев (Таврическая губерния) в своей пламенной
революционной речи говорит о «Земле и свободе». В продолжении дискуссии,
«только работающий на своей земле человек должен получать от нее пользу».
«Еще
одна большая заслуга Абдурешида Медиева – привлечение интеллигенции к театральному искусству, - вспоминает
карасубазарец Сеит-Ибраим Ильясов. – Благодаря участию интеллигенции и
школьников он ставил пьесы на сцене театра. Первый спектакль из-за своего
юмористического содержания был удостоен больших оваций. После этого ставились
исторические пьесы, в том числе пьеса Ахмеда Джевдета «Шейх Синан».
Нужно
отметить, что в Карасубазаре первым
учителем известного в мире ученого тюрколога, поэта Бекира Чобан-заде и
человеком, поспособствовавшим отправлению его на учёбу в Стамбул на средства
созданного им самим благотворительного общества «Джемиет-и хайрие» был
Абдурешид Медиев.
Абдурешид
Медиев своей широкой публицистической деятельностью сыграл значительную роль в
развитии крымскотатарской литературы того периода и в появлении молодых
талантов. Общественно-политические статьи, издававшиеся им начиная с 1900
г. в русских прогрессивных газетах
Петербурга. Москвы, Баку и Акъяра, публикации в газете «Ветан хадими»,
несомненно, занимают видное место в истории национальной публицистики крымских
татар. К сожалению, этот яркий представитель крымскотатарской интеллигенции
умер в 1912 г. от болезни (туберкулёза), не дожив до 32-летнего возраста.
[Риза
Фазыл, Сафтер Нагаев «Къырымтатар эдебиятынынъ тарихы», с. 193 – 196]
Комментариев нет:
Отправить комментарий